Муниципальное общеобразовательное

учреждение "Лицей №3"

город Гатчина Ленинградская область

Главная
Из опыта работы
Уроки - практикумы
Уроки - игры
Презентации
Проектная деятельность
Публикации
Об авторе

Уроки - практикумы

    В 2000-2001 учебном году мною был разработан факультативный курс для 10-го биофизического класса "Моделирование физических процессов с использованием компьютера". В своей работе я использовала программу "Открытая физика", разработанную ООО "ФИЗИКОН".

Темы курса:

1. Механика. Действия над векторами.
2. Равномерное движение.
3. Равнопеременное движение.
4. Свободное падение.
5. Движение по наклонной плоскости.
6. Неупругое и упругое столкновения.
7. Нецентральный удар.
8. Относительность движения.
9. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
10. Третий закон Ньютона.
11 . Движение жидкостей по трубам.
12. Тестовый контроль. Механика.
13. Молекулярная физика. Изобарный процесс.
14. Молекулярная физика. Изохорный процесс.
15. Молекулярная физика. Изотермический процесс.
16. Термодинамические циклы.
17. Циклические процессы.
18. Цикл Карно.
19. Работа газа.
20 . Тестовый контроль. Молекулярная физика.
21. Колебания груза на пружине.
22. Математический маятник.
23 . Создание тестового контроля по электростатике.
24. Создание тестового контроля знаний по постоянному току.
25. Создание тестового контроля знаний по теме "Электрический ток в различных средах".

   За основу мною были взяты физические процессы, предложенные на диске "Открытая физика". Разработаны варианты индивидуальных задач для каждого учащегося.
   В начале урока учащийся получает условие задачи и вариант своих данных. Применив физические законы и формулы, он решает свой вариант задачи, получает численные значения искомых данных.
    После этого следует экспериментальная компьютерная проверка полученного результата (учащийся вводит условия своей задачи, а компьютер даёт правильный ответ).

   При работе с данной программой как учащиеся, так и учитель испытывали ряд трудностей.
Например: в каждой учебной задаче есть только определённый интервал численных значений, которые могут соответствовать данному условию. Ввиду дискретности компьютерных данных нет возможности отследить результаты некоторых значений рассчётных величин. Не все параметры в условиях задач возможно изменить.

   Тема задания: Равнопеременное движение.

Человек движется с начальной скоростью v 0 и ускорением a. Построить графики x(t), v(t). Определить скорость тела и его координату в момент времени 10 с.

  Для решения данной задачи учащиеся должны повторить тему Кинематика, знать уравнение движения тела, уравнание скорости, зависимость ускорения равнопеременного движения от скорости.
       v = v0 + at
         X = X 0+ v0 t + at2/2

  В
таблице представлены варианты численных значений заданий для учащихся и ответы, которые они получат в результате решения задачи.
вар   V0, м/с    a, м/с2      t, c     V, м/с       x, м
 1.  1  - 0,1     0  5
2.  0,1   - 0,09     - 0,8 - 3,5  
3. 0,2  - 0,08      - 0,6 - 2  
4.  0,3  - 0,07      - 0,4 - 0,5  
5.  0,4  - 0,06     10 - 0,2     1  
6.  0,5  - 0,05     0  2,5
7.  0,6  - 0,04    0,2   4  
8.  0,7  - 0,03    0,4   5,5 
9.  0,8  - 0,02     0,6  
10.  0,9  - 0,01    0,8   8,5 
11.  - 0,1     0,1   0,9  
12.  - 0,2   0,09     0,7  2,5 
13.  - 0,3   0,08    0,5  
14. 0,2  - 0,01     0,1  1,5 

   Этот курс применялся в тот момент, когда была выпущена только первая часть "Открытой физики", поэтому в качестве продолжения учащимся предлагалось разработать тестовые задания по темам, не вошедшим в данный диск, но изучаемым в 10 классе.
   В качестве допуска учащихся к выполнению задания можно использовать предложенные на диске тестовые и рассчётные
задачи.

Наверх

Hosted by uCoz