Тема учебного проекта:
Вклад учёных в дело Великой Победы.
    Творческое
название проекта: "Наука: Всё для фронта!
Всё для победы!"
    Данный проект преследует
следующие дидактические цели:
- Создать условия для дифференциации содержания учебного материала
с широкими возможностями выбора учащимися различных видов деятельности;
-Формировать интеллектуальную компетентность и коммуникативную
культуру учащихся;
- Развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные
и творческие способности посредством включения в личностно - ориентированный
образовательный процесс.
    Данный проект позволяет:
Развивать у учащихся навыки коллективной, групповой работы; совершенствовать
их умения работать с дополнительной литературой, различными источниками
информации; выявлять межпредметные связи; достигнуть уровня функциональной
и общекультурной компетентности.
    Методические
задачи, стоящие перед проектом:
- Расширять образовательное пространство учащихся: формировать
у них умения использовать в целях образовательной деятельности
различные виды источников информации; развивать умения выбирать
источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной
деятельности;
- Формировать умения устанавливать межпредметные связи;
-Воспитывать информационную культуру личности;
- Отрабатывать с учащимися навыки работы с компьютерными программами:
Microsoft Word, PowerPoint, Publisher для оформления результатов
своей творческой работы;
- Развивать у учащихся чувство личной сопричастности к героическому
прошлому своего народа;
- Воспитывать толерантность учащихся, способность уважать и считаться
с мнением товарищей;
- Воспитывать чувство личной ответственности за выполнение коллективного
учебного проекта.
    Основополагающие
и проблемные вопросы, стоящие перед учащимися во время работы
над учебной темой:
- Несёт ли любая война помимо разрушительной и созидательную функцию?
- Нужен ли быстрый технический прогресс, если он рождает средства
поражения?
- Чего же больше принесла человечеству разгадка тайн атомного
ядра? Всесилия или фатальной беспомощности перед той внутренней
логикой развития, которую обрела ожившая атомная энергия?
    Возможные самостоятельные
исследования учащихся при работе над проектом:
-Великие учёные, внёсшие вклад в развитие физики в годы Великой
Отечественной войны;
- Мой город в годы войны Физика в годы Великой Отечественной войны;
- Летопись Великой Отечественной войны: Встречи с ветеранами;
- Советский атомный проект;
- Наука жива даже в годы войны;
- Первый отечественный ядерный центр;
- Рисунки учащихся, посвящённые 60-летию Великой Победы; -Физика
в блокадном Ленинграде.
    Данный проект соответствует
следующим пунктам учебного плана школьного предмета физика:
"Механические колебания и волны"
"Атомная и ядерная физика".
    Учебный проект ориентирован
на учащихся 8 - 11 классов.
    В работе над проектом
учащиеся могут применить знания , полученные на таких учебных
дисциплинах, как:
физика, история, обществознание, краеведение, информатика.
    Краткая аннотация проекта:
    Данный
проект ориентирован на учащихся разного возраста. В нем могут
принять участие как ученики 8-9 классов, так и учащиеся 10 - 11-х
классов. В зависимости от возраста учащихся перед ними будут поставлены
различные цели. Проект позволяет объединить казалось бы не очень
связанные между собой предметы: физику,историю, обществознание,
краеведение и информатику. И если нам в таком сочетании более
привычно видеть исследования биографического характера, то в данном
проекте перед учащимися ставится цель ответить для себя на вопрос:
"Не несёт ли война в себе и созидательную функцию?"
Проект рассчитан на 10 - 14 часов учебного времени.     Деятельность
учащихся при работе над проектом различна. Это и работа на уроке
- мастерской "Физика в блокадном Ленинграде" и работа
в небольших группах по созданию презентаций, включающую наиболее
поразившие фрагменты урока, и создание индивидуального проекта,
на заинтересовавшую учащегося тему. По опыту проведения данного
урока - мастерской хочется отметить, что данный урок может носить
не только обычную форму с применением информационных технологий
в кабинете информатики, но и быть проведён дистанционно. Мне удалось
провести эот урок в рамках Всероссийского конкурса "Дистанционный
учитель года - 2004".
     При работе над проектом учащиеся: овладевают
новыми знаниями по истории, физике, узнают информацию об открытиях
учёных не только вв блокадном Ленинграде, но и во время Великой
Отечественной войны; изучают краеведческий материал; учатся формулировать
цели своего исследования, ставить и решать исследовательские задачи;
они развивают коммуникативные навыки, стремятся анализировать
результаты своей деятельности. Работа над проектом позволит учащимся:
за счёт установления межпредметных связей формировать умения видеть
комплексные проблемы науки, политики. При этом создаются предпосылки
для формирования у учащихся системы знаний о природе и обществе,
решаются мировоззренческие вопросы.
    Этапы и сроки проведения
проекта:
Подготовительный этап: (2 часа)
Создание Web- сайта учителем, формулировка целей и задач проекта;
Проведение с учащимися 10-х классов урока - мастерской "Физика
в блокадном Ленинграде";
Составление с учащимися плана индивидуальной работы над проектами,
обсуждение с ними возможных источников информации. Формулировка
целей и задач каждого исследования.
Исследовательский этап: (6-8 часов)
Сбор информации по теме исследования;
Консультации по выполнению самостоятельных исследований;
Работа по созданию проекта
Заключительный: (2-3 часа)
Защита проектов учащимися на конференции;
Представление готовых проектов учащихся для размещения на сайте;
Подведение итогов работы учащихся, оценка собственной деятельности,
определение дальнейших планов исследования.
|