Вашему
вниманию предлагается урок по теме
"60-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается:
"Вклад учёных Ленинграда в дело великой победы".
Сведения о том, что в блокадном Ленинграде получен высокочастотный
кабель на отечественной изоляции быстро дошли до Большой земли.
Оттуда стали поступать просьбы изготовить эскапоновые детали.
В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных
маслах. Без краски в это время можно было бы обойтись, а вот
если бы удалось извлечь из неё масло, то это бы послужило бы
определённым подспорьем. Наши физики и химики быстро нашли способ
превращения красок в пищу.
Откуда же брали снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда Ленинград
их не мог получить из глубины страны? Они делались в самом городе.
Из материалов, которые раньше совсем не предназначались для
этих целей. Нафталин, например, во время блокады стал исходным
материалом для производства взрывчатки.
Со дна рек, которыми так богат Ленинград, начали доставать топливо.
По предложению учёных, сконструировавших специальные механизмы,
из под воды доставали утонувшие когда-то брёвна. В городе не
было кокса. Учёные нашли способ плавить металл для снарядов
и мин на термически обработанном антраците и торфе. Горючее
для боевых самолётов извлекали из низкосортного топлива.
На фабрике имени Урицкого сумели наладить производство аскорбиновой
кислоты, необходимой для борьбы с болезнями, порождёнными блокадой.
Сотрудники Института морского флота придумали простой прибор
- "карманный перископ". Он позволял бойцам вести постоянные
наблюдения за противником, видеть всё, что делается в поле,
не поднимая головы из окопа. По предложению учёных совершенствовалась
технология производства боеприпасов. Не хватало меди для снарядных
поясков. Учёные Физтеха пересчитали баллистические характеристики
и нашли возможность уменьшить расход меди на пояске почти в
два раза.
|
Во
время боёв в районе Синявина наши войска захватили большой
склад стальных баллонов. Учёные предложили превратить их
в мощные зажигательные мины. П. П. Кобеко составил зажигательную
смесь, которую могли выпускать в городе из наличного материала.
Потребовались и миномёты, способные стрелять новыми снарядами.
Их тоже изготовили в Ленинграде. |
Н.
М. Рейнов сконструировал автоматическую установку, которая
регистрировала механические колебания ледяного покрова.
Был изобретён прогибограф- прибор, способный регистрировать
колебания льда продолжительностью от 0,1 с до суток. |
|
После
проведённых экспериментов сделали выводы:
Наиболее опасной скоростью движения для автомобиля по льду
Ладожского озера являлась скорость 35 км/ч. При ней собственные
колебания льда совпадали с колебаниями, вызваными идущим по
льду автомобилем. По возможности не нужно везти машины колоннами,
не делать обгонов на льду. Если автомобили движутся по параллельным
путям, то расстояние между ними должно быть более 70 -80 метров.
Были рассчитаны динамические нагрузки на лёд. Установлено,
при каких условиях танки смогут пройти по Неве.
27 января 1944 года ленинградцы впервые услышали в своём городе
победный салют. Над Невой прогремели 24 залпа из 324 орудий".
Вот
лишь небольшой отрывок о работе учёных в блокадном Ленинграде.
Я надеюсь, что смогла Вас заинтересовать и Вы захотите ещё
больше узнать о славном подвиге учёных в годы Великой Отечественной
войны. Вы можете сделать это, например, прочитав книгу Н.
М. Рейнова "Физики - учителя и друзья" и конечно
много других книг. Дальнейших Вам успехов.